#Гармония
#Дневник

Границы тональности

Отпу­сти­те чудо
Не му­чай­те его по­ни­ма­ни­ем
Пусть тан­цу­ет как хо­чет
Пусть ды­шит
Пусть гаснет
Нет, оно не мо­жет по­ве­рить
Что вы рас­кро­е­те ла­до­ни
Полю­би­те кап­ли до­ждя:
Ваши души не про­мо­ка­ют
И с них не сте­ка­ет
Свет

Борис Поплав­ский — «Авто­ма­ти­че­ские сти­хи».

В моей бес­пре­дель­ной люб­ви к му­зы­ке я осо­бен­но вы­де­ляю трёх ком­по­зи­то­ров. Скря­бин, Стра­вин­ский и Про­ко­фьев. Всё дело в их от­но­ше­нии к гар­мо­нии. В от­ли­чие от но­во­вен­ской шко­лы, они ра­бо­та­ют на гра­ни­це меж­ду то­наль­но­стью и ато­наль­но­стью. Они ещё не пол­но­стью рас­сы­па­ют­ся в се­рии, имен­но в них мож­но раз­ли­чить эту диф­фу­зию: мы слы­шим гар­мо­нию в од­нов­ре­мен­ном зву­ча­нии несколь­ких то­наль­но­стей, они удер­жи­ва­ют­ся в гар­мо­ни­че­ском спек­тре, мер­ца­ют, те­кут, ды­шат и раз­ле­та­ют­ся в пу­сто­ту из­на­чаль­но­го гар­мо­ни­че­ско­го един­ства. Таков и позд­ней­ший Бет­хо­вен. Они не стре­мят­ся к от­сут­ствию или же при­сут­ствию всех то­наль­но­стей, — это лишь по­люс, — до­пу­ще­ние, но имен­но оно рас­щеп­ля­ет ли­ней­ность то­наль­но­сти в спектр, в кон­ти­ну­ум но­во­го гар­мо­ни­че­ско­го из­ме­ре­ния. Это не «вы­ход за гра­ни­цы», но это дви­же­ние са­мих гра­ниц, са­мо­го по­ни­ма­ния то­наль­но­сти и, как след­ствие, гар­мо­нии.

Да, это пред­вос­хи­ще­ние и даже ис­поль­зо­ва­ние се­рии, но сама се­рия близ­ка к то­наль­но­сти, она ещё зна­ко­ма слу­ху. На гра­ни­це при­выч­но­го и со­вер­шен­но незна­ко­мо­го каж­дый шаг несёт чудо, — пол­ную неожи­дан­ность, но лишь на мгно­ве­ние, ведь бук­валь­но сра­зу же чудо «объ­яс­ня­ет­ся». В по­сле­до­ва­тель­но­сти ша­гов ощу­ща­ет­ся за­ко­но­мер­ность, ло­ги­ка гар­мо­нии, но на­столь­ко неожи­дан­ная, что ка­за­лось, буд­то её и нет во­все, а сама гар­мо­ния — чудо. Да и есть ли она во­об­ще? Было ли чудо? Пока­за­лось, по­чу­ди­лось?
Гар­мо­ни­че­ское ды­ха­ние им­пуль­сив­но, пре­ры­ви­сто, окра­ше­но ха­о­ти­че­ской, са­краль­ной экс­прес­си­ей ста­нов­ле­ния: то­ни­ка не округ­ля­ет­ся во вле­ку­щую до­ми­нан­ту, но ищет по­боч­ные, неоче­вид­ные, нехо­же­ные троп­ки раз­ре­ше­ния сво­е­го ма­ло­зна­ко­мо­го и воз­буж­да­ю­ще­го на­пря­же­ния, — ано­ма­лии, ди­вер­ген­ции по-сво­е­му пер­вер­сив­ные. Най­дёт ли? Да и есть ли эта устой­чи­вая то­ни­ка?

Здесь каж­дый шаг — неве­ро­я­тен, и с каж­дым но­вым ша­гом по­сле­ду­ю­щий ста­но­вит­ся всё ме­нее и ме­нее ве­ро­ят­ным, и по­то­му — всё бо­лее и бо­лее цен­ным. Сама се­рия тут, бу­дучи на­ча­той, уже не мо­жет быть раз­ре­ше­на окон­ча­тель­но, каж­дое раз­ре­ше­ние тонет внут­ри обер­то­нов воз­мож­но­го про­дол­же­ния, остав­ляя от­кры­тым про­свет воз­мож­но­сти крайне ма­ло­ве­ро­ят­но­го.

Имен­но в этом мер­ца­нии, ам­пли­ту­де ве­ро­ят­но­сти рас­кры­ва­ет­ся гар­мо­ния воз­мож­но­го, от­кры­тая для лю­бых пу­тей, — есть ли ло­ги­ка у того, что по при­ро­де схва­ты­ва­ет­ся «на­ле­ту»? Дис­кур­сив­но ли оно, раз­ло­жи­мо ли, объ­яс­ни­мо ли? Как ми­ни­мум от­ча­сти — да. Воз­мож­но даже, что эта часть — по­дав­ля­ю­щая. Но, од­нов­ре­мен­но и к сча­стью и к со­жа­ле­нию, ни одно объ­яс­не­ние не бу­дет ис­чер­пы­ва­ю­щим. Ни одно сло­во не бу­дет до­ста­точ­ным и окон­ча­тель­ным, и вся­кая часть смо­жет быть по­де­ле­на на свои со­став­ля­ю­щие.

Не это ли за­став­ля­ет опу­стить руки у гра­ниц вы­ра­зи­мо­го? Не это ли каж­дый раз под­тал­ки­ва­ет нас за­гля­ды­вать за эти гра­ни­цы вновь и вновь, мед­лен­но под­тя­ги­вая их за со­бой, вы­хва­ты­вая из неиз­ве­дан­но­го ма­ня­щую тай­ну, суть ко­то­рой все­гда усколь­за­ет даже из са­мых цеп­ких рук?

Источ­ник: https://www.facebook.com/voltmn/posts/1051993574947166
ОпубликоватьПоделиться Твитнуть Рассказать
Читать ещё