#Философия
#Гармония
#Диалектика

Комментарий: «Отрешённость» Мартина Хайдеггера

Отре­шен­ность от ве­щей и от­кры­тость для тай­ны вза­им­но при­над­леж­ны. Они пре­до­ста­вят нам воз­мож­ность оби­тать в мире со­вер­шен­но ина­че. Они обе­ща­ют нам но­вую ос­но­ву и поч­ву для ко­ре­не­ния, на ко­то­рой мы смо­жем сто­ять и вы­сто­ять в мире тех­ни­ки, уже не опа­са­ясь его.

Моно­клер — «Отре­шен­ность»: Мар­тин Хай­дег­гер о вы­чис­ля­ю­щем и осмыс­ля­ю­щем мыш­ле­нии

Отлич­ное вы­ступ­ле­ние Хай­дег­ге­ра о син­те­ти­че­ском мыш­ле­нии, ко­то­рое он та­ким сло­вом ни­ко­гда в жиз­ни бы не на­звал. Мозг по­сто­ян­но за­нят вы­чис­ле­ни­я­ми, вла­де­лец это­го даже мо­жет не за­ме­чать, но мозг по­сто­ян­но ищет ва­ри­ан­ты и воз­мож­но­сти, он пы­та­ет­ся све­сти их к ми­ни­мо­му, он вы­счи­ты­ва­ет, каль­ку­ли­ру­ет, мозг — весь­ма эф­фек­тив­ный ком­пью­тер.

Он де­ла­ет это по­сто­ян­но, даже ко­гда тело чем-то за­ня­то, не смот­ря на то, что это крайне вред­но для моз­га. Напри­мер, мно­гие го­во­рят по те­ле­фо­ну во вре­мя во­жде­ния. Мозг физи­че­ски неспо­со­бен де­лать два дела од­нов­ре­мен­но, он пе­ре­клю­ча­ет­ся меж­ду дву­мя де­ла­ми по триг­ге­рам, и это крайне энер­го­за­трат­ный про­цесс. Сто­ит иметь это в виду в кон­тек­сте муль­ти­за­дач­но­сти. Клю­че­вое сло­во — кон­цен­тра­ция.

Авто­ма­ти­че­ское ана­ли­ти­че­ское мыш­ле­ние. Посто­ян­но всё ана­ли­зи­ру­ет, ин­тер­пре­ти­ру­ет, рас­кла­ды­ва­ет по по­лоч­кам. Ана­лиз, раз­ло­же­ние на эле­мен­ты, ка­те­го­ри­за­ция. Кто-то глуб­же, кто-то по­верх­ност­ней, но все оди­на­ко­во ча­сто и мно­го. Это внут­рен­ний ти­ран, ему важ­но по­лу­чить на всё от­вет и за­гнать в рам­ки про­шло­го опы­та. Он хо­чет всё про­счи­тать и быть уве­ре­ным в зав­траш­нем дне. Полу­чить фор­му­лу сча­стья, вы­све­тить ал­го­ритм успе­ха. Вычис­ля­ю­щее мыш­ле­ние. Это Боль­шой Брат каж­до­го из нас, он хо­чет рас­крыть тай­ну, непо­нят­ное для него — враг. Он хо­чет со­брать пазл и удо­вле­тво­ря­ет­ся по­след­ни­ми ку­соч­ка­ми, как рос­кош­ным де­сер­том.

Вот имен­но это и есть наш са­мый боль­шой враг, — он го­тов дать нам всё, чего мы хо­тим, кро­ме сча­стья, он го­тов веч­но по­до­гре­вать наш ин­те­рес, нашу по­ку­па­тель­скую спо­соб­ность, но вся его де­я­тель­ность лишь обе­ща­ет сча­стье, но не даёт. Так ра­бо­та­ет до­фа­ми­но­вые ре­цеп­то­ры: мы ин­тер­пре­ти­ру­ем вы­брос до­фа­ми­на как ощу­ще­ние, что раз­гад­ка уже со­всем близ­ко, мы по­чти схва­ти­ли её, вот ещё пара жва­чек и сча­стье на­хлынет на нас вол­ной бла­го­по­лу­чия. Но оно сно­ва уле­ту­чи­ва­ет­ся как сон.

Сей­час уже при­ня­то счи­тать, что имен­но ана­ли­ти­че­ское мыш­ле­ние — мыш­ле­ние. Если дол­го пе­ре­би­рать ва­ри­ан­ты, то обя­за­тель­но оты­щет­ся пра­виль­ный, надо по­нять, чем что раз­ли­ча­ет­ся, ка­кие есть плю­сы, а ка­кие ми­ну­сы, это ло­гич­но. При­ду­мы­ва­ют­ся ме­то­до­ло­гии, ста­ти­сти­че­ские ал­го­рит­мы, тех­ни­ки. Всё это, ко­неч­но, лишь ра­цио­на­ли­сти­че­ская на­ив­ность, иде­а­ли­зи­ро­ван­ный са­мо­об­ман. Мысль, мыш­ле­ние, уси­лие мыс­ли, в об­рат­ном: быть го­то­вым к тайне, дать тайне быть.

Мыш­ле­ние, в первую оче­редь, про­дук­тив­ный про­цесс: он на­прав­лен на ре­ше­ние ка­кой-то за­да­чи, на раз­ре­ше­ние про­ти­во­ре­чия, на ра­бо­ту с дис­со­нан­сом, на осмыс­ле­ние. Это твор­че­ский про­цесс, ко­то­рый не мо­жет быть ана­ли­ти­че­ским по сво­ей при­ро­де. Ана­ли­ти­че­ское это то, что де­ла­ет ком­пью­тер. Син­тез это то, на что спо­со­бен че­ло­век. В син­те­зе все­гда при­сут­ству­ет тай­на — хо­ли­сти­че­ская со­став­ля­ю­щая от­но­ше­ний эле­мен­тов син­те­за, скры­тая гар­мо­ния дис­со­нан­са: про­ти­во­ре­чия син­те­зи­ру­ют­ся в прин­ци­пи­аль­но но­вый уро­вень аб­страк­ции, где вы­све­чи­ва­ет­ся их един­ство, от­те­няя раз­ли­чия.

Раз­мыш­ле­ние, син­те­ти­че­ский акт мыс­ли, — это мед­лен­ная кон­цен­три­ро­ван­ная мысль на гра­ни­це зна­ния и незна­ния, это ис­па­ре­ние чёр­ной дыры, ча­сти­цы ко­то­рой улав­ли­ва­ют­ся, ре­зо­ни­руя с обер­то­на­ми мыс­ли, кон­ден­си­руя кап­ли ис­ти­ны, об­на­ру­жи­вая при­сут­свие несо­кры­то­го.

Выбор меж­ду ана­ли­ти­че­ским мыш­ле­ни­ем вы­счи­ты­ва­ния и син­те­ти­че­ским мыш­ле­ни­ем твор­че­ства это всё тот же вы­бор меж­ду про­шлым опы­том и бу­ду­щим опы­том, это вы­бор меж­ду ску­кой и стра­стью, вы­бор меж­ду Неиз­мен­ность и Неопре­де­лён­но­стью.

Источ­ник: https://www.facebook.com/voltmn/posts/935590849920773
ОпубликоватьПоделиться Твитнуть Рассказать
Читать ещё