Комментарий к митингу 26 марта

Я не был на ми­тин­ге. У меня нет осо­бых от­го­во­рок, я про­сто на них не хожу. Я уже го­во­рил о том, что для меня го­раз­до важ­нее тот вы­бор, ко­то­рый каж­дый из нас со­вер­ша­ет каж­дый день. Если угод­но, — у меня каж­дый день ми­тинг. И я, в об­щем-то, при­зы­ваю имен­но к та­ко­му виду пар­ти­за­нин­га.

Но я по­ни­маю, что для мно­гих — это един­ствен­но до­ступ­ная фор­ма вы­ра­же­ния соб­ствен­ной по­зи­ции в сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции. И я это, без­услов­но, при­вет­ствую, — как и лю­бую дру­гую фор­му нена­силь­ствен­но­го са­мо­вы­ра­же­ния. Тем бо­лее, — кол­лек­тив­ную и сти­хий­ную. Это 💪🏼. Я под­дер­жи­ваю всех, кто се­го­дня вы­шел на ули­цы сво­их го­ро­дов.

Но я сей­час хочу ска­зать немно­го о дру­гом. Выбор коз­ла от­пу­ще­ния для это­го ми­тин­га пал на на­ше­го пре­мье­ра. Этот вы­бор крайне стран­ный, но, ви­ди­мо имен­но по­это­му, — удач­ный.

Когда я вспо­ми­наю пе­ри­од с 2008—2012, — ко­гда Димон был пре­зи­ден­том, — то в па­мя­ти у меня всплы­ва­ет уди­ви­тель­ное вре­мя, на­пол­нен­ное ощу­ще­ни­ем сво­бо­ды и без­гра­нич­ных воз­мож­но­стей. Конеч­но, воз­мож­но, что это про­сто класс­ный пе­ри­од моей жиз­ни с 18-и до 22-х лет. У кого он мо­жет быть пло­хим?

И дело со­всем не в том, что со­лян­ка была на са­мом пике, ай­фо­ны толь­ко на­ча­ли по­яв­лять­ся в кар­ма­нах, тех­но ещё не за­хва­ти­ло клу­бы, а я ра­бо­тал в ши­кар­ной ком­па­нии по­тря­са­ю­щих про­фес­сио­на­лов.

Про­сто было очень хо­ро­шо. Это была це­лая вол­на, ко­то­рую, как мне ка­жет­ся, ощу­ща­ли мно­гие. Груст­но, что по­тре­бо­ва­лось со­всем немно­го дав­ле­ния, чтобы эта вол­на раз­би­лась о ска­лы. Воз­мож­но, через лет 5−6 я и дан­ное вре­мя буду вспо­ми­нать с бла­го­дар­но­стью под вли­я­ни­ем стар­пёр­ско­го син­дро­ма или про­сто по­то­му, что мне каж­дый пе­ри­од вре­ме­ни ка­жет­ся до­стой­ным вос­хи­ще­ния.

Но.

Не так уж мно­го Димон на­во­ро­вал, ре­бят. Он даже вы­гля­дит крайне мило и ис­кренне на фоне все­го того, что про­ис­хо­дит в стране. Он как боль­шой ре­бё­нок, и ве­дёт себя ча­сто та­ким же об­ра­зом. Да и кор­руп­ция — это лишь след­ствие. И мне несколь­ко груст­но, что люди се­рьёз­но оза­бо­че­ны лишь след­стви­ем. Груст­но, по­то­му что, если бы они ре­аль­но осо­зна­ли бы при­чи­ны, то вся это си­сте­ма не про­су­ще­ство­ва­ла бы и дня. Даже за по­ли­цей­ских как-то груст­но, по­то­му что им и са­мим это всё как-то мерз­ко и тош­но. Но всем го­раз­до про­ще об­ви­нить кого-то дру­го­го, и тре­бо­вать непо­нят­но у кого ка­кой-то спра­вед­ли­во­сти, ко­то­рой нет и быть не мо­жет в дан­ных усло­ви­ях. Всё это — об­щее дело, и ре­зуль­тат у него — об­щий.

Для остраст­ки при­ве­ду тут ци­та­ту из неболь­шо­го юно­ше­ско­го, но от это­го не ме­нее про­ни­ца­тель­но­го и та­лант­ли­во­го со­чи­не­ния Этье­на де ля Боэ­си, ко­то­рое но­сит до­воль­но яс­ное на­зва­ние «Рас­суж­де­ние о доб­ро­воль­ном раб­стве»:

Изу­ми­тель­ные вещи при­хо­дит­ся слы­шать о храб­ро­сти, ко­то­рую сво­бо­да по­рож­да­ет в серд­цах тех, кто её за­щи­ща­ет. Но кто по­ве­рил бы тому, что по­все­днев­но про­ис­хо­дит с людь­ми во мно­гих стра­нах, где один че­ло­век угне­та­ет сто ты­сяч го­ро­дов и ли­ша­ет их сво­бо­ды? Кто по­ве­рил бы это­му, если бы он толь­ко слы­шал об этом, а не ви­дел сво­и­ми гла­за­ми, и если бы это про­ис­хо­ди­ло толь­ко в чу­жих и от­да­лён­ных стра­нах и он знал бы об этом толь­ко по­на­слыш­ке? Кто не по­ду­мал бы, что это ско­рее все­го из­мыш­ле­ния и вы­дум­ки, а не под­лин­ная дей­стви­тель­ность? Тем бо­лее, что с этим един­ствен­ным ти­ра­ном неза­чем сра­жать­ся, его неза­чем по­беж­дать, он по­беж­дён сам по себе, толь­ко бы стра­на не со­гла­ша­лась бы на своё раб­ство. Не нуж­но ни­че­го от­ни­мать у него, нуж­но толь­ко ни­че­го ему не да­вать. Стране не нуж­но де­лать ни­ка­ких уси­лий для себя, толь­ко бы она ни­че­го не де­ла­ла про­тив себя. [...]

Ведь на­ро­ды сами поз­во­ля­ют на­де­вать на себя узду; сто­ит им пе­ре­стать слу­жить, и с их по­ра­бо­ще­ни­ем бу­дет по­кон­че­но. Народ сам от­да­ёт себя в раб­ство, он сам пе­ре­ре­за­ет себе гор­ло, ко­гда, имея вы­бор меж­ду раб­ством и сво­бо­дой, на­род сам рас­ста­ёт­ся со сво­ей сво­бо­дой и на­де­ва­ет себе ярмо на шею, ко­гда он сам не толь­ко со­гла­ша­ет­ся на своё по­ра­бо­ще­ние, но даже ищет его.

Этьен де ла Боэ­си — «Рас­суж­де­ние о доб­ро­воль­ном раб­стве»

И тем не ме­нее я под­дер­жи­ваю ми­тинг, по­то­му что ты­ся­чи лю­дей по всей Рос­сии смог­ли про­де­мон­стри­ро­вать то, что им не всё рав­но. Пото­му что-то, с чем я по­сто­ян­но встре­ча­юсь — это без­раз­ли­чие. И, что наи­бо­лее во­оду­шев­ля­ет, — «не всё рав­но» под­рас­та­ю­ще­му по­ко­ле­нию. Ему, воз­мож­но, не всё рав­но го­раз­до боль­ше, чем лю­бо­му, кто до­чи­та­ет этот текст до кон­ца.

Источ­ник: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1142546845891838
ОпубликоватьПоделиться Твитнуть Рассказать
Читать ещё