#Дневник

Прощание с учителем

Сего­дня про­стил­ся с до­ро­гим мне че­ло­ве­ком, моей пер­вой учи­тель­ни­цей по ма­те­ма­ти­ки. Это была по­тря­са­ю­щая жен­щи­на, ко­то­рая не толь­ко про­бу­ди­ла во мне без­гра­нич­ную лю­бовь к ло­ги­ке и точ­ным на­у­ка­ми, но и за­ло­жи­ла ос­но­вы мыш­ле­ния в мою под­рост­ко­вую го­ло­ву.

Для меня она была един­ствен­ным на­сто­я­щим учи­те­лем в шко­ле, на её уро­ках не было вре­ме­ни пе­ре­пи­сы­вать­ся и даже пе­ре­шёп­ты­вать­ся с кем-либо, ей уда­ва­лось невоз­мож­ное: до­бить­ся от все­го клас­са 45-ми­нут­ной кон­цен­тра­ции на за­дан­ной теме. У неё на­чи­на­ли ду­мать даже са­мые без­на­дёж­ные уче­ни­ки. Она раз­ра­ба­ты­ва­ла свою соб­ствен­ную пе­да­го­ги­че­скую ме­то­ди­ку, мно­гие её на­ход­ки были но­ва­тор­ски­ми, а те спо­со­бы ре­ше­ния, ко­то­рым она обу­ча­ла, — уни­каль­ны­ми. Она со­ста­ви­ла ав­тор­ский курс и на­пи­са­ла кни­гу по этой ме­то­ди­ке.

Спу­стя мно­го лет, ко­гда про­шлой осе­нью я на­ко­нец смог её на­ве­стить, я уви­дел всю ту же без­гра­нич­ную страсть, всю ту же неусид­чи­вость, жизнь, же­ла­ние, ко­то­ры­ми была про­пи­та­на вся её про­фес­сио­наль­ная де­я­тель­ность, хотя про­шло уже боль­ше 10 лет. Это был дар, не ина­че. Более того, она ма­стер­ски при­умно­жи­ла этот та­лант не толь­ко в себе, но и в тех, кому по­счаст­ли­ви­лось быть её уче­ни­ка­ми, — она по­свя­ти­ла себя им, бук­валь­но бо­ро­лась за каж­до­го, бо­ро­лась с ле­нью, неуме­ни­ем кон­цен­три­ро­вать­ся, неуме­ни­ем ду­мать сво­ей го­ло­вой. Она учи­ла мыс­лить. За каж­до­го пе­ре­жи­ва­ло её без­гра­нич­ное серд­це.

Неко­то­рые на­зы­ва­ли её МС, «ЭмСи» — по ини­ци­а­лам, — Мари­на Сер­ге­ев­на. Школь­ни­ки склон­ны шу­тить над учи­те­ля­ми, но здесь не было ни тени зло­сти: про­сто она по-на­сто­я­ще­му уме­ла «дер­жать» класс, она была ав­то­ри­те­том для всех, её все ува­жа­ли, каж­дый бес­пре­ко­слов­но при­зна­вал её пе­да­го­ги­че­ский та­лант. В её стрем­ле­ни­ях ни­ко­гда не было цели убе­дить, за­да­вить, на­вя­зать, под­чи­нить — и каж­дый чув­ство­вал это, чув­ство­вал, что ему дей­стви­тель­но по­мо­га­ют, его учат, его це­нят за каж­дую кро­ху соб­ствен­ных мыс­лей.

Мераб Кон­стан­ти­но­вич Мамар­да­шви­ли го­во­рил, что «дья­вол иг­ра­ет нами, ко­гда мы не мыс­лим точ­но». Мари­на Сер­ге­ев­на вы­тас­ки­ва­ла де­тей из ког­тей это­го дья­во­ла.

Не смот­ря на стро­гость, она была чрез­вы­чай­но добра. Пери­о­ды уси­лен­но­го раз­мыш­ле­ния и кон­цен­тра­ции на её уро­ках сме­ня­лись шут­ка­ми и ин­те­рес­ны­ми ис­то­ри­че­ски­ми справ­ка­ми. Она рас­ска­зы­ва­ла про Эвк­ли­да, Архи­ме­да, Пифа­го­ра, Декар­та, Лейб­ни­ца, — невзна­чай. Это было уди­ви­тель­но, в ито­ге в 9 клас­се я по­се­щал шко­лу толь­ко ради этих уро­ков, осталь­ные ка­за­лись мне прес­ны­ми и ли­шён­ны­ми ка­кой-либо по­лез­ной ин­фор­ма­ции.

При ана­ли­зе лю­бой про­бле­мы она учи­ла за­да­вать два по сути фило­соф­ских во­про­са: Что? и Как? Как из­вест­но, эти­ми во­про­са­ми мож­но опи­сать пред­ме­ты он­то­ло­гии и эпи­сте­мо­ло­гии. Всё это во мно­гом пред­опре­де­ли­ло мой жиз­нен­ный путь, и ни­ка­кие сло­ва бла­го­дар­но­сти не смо­гут вы­ра­зить мою бес­ко­неч­ную при­зна­тель­ность это­му пре­крас­но­му че­ло­ве­ку, ко­то­рый ма­я­ком оста­нет­ся веч­но си­ять све­том чи­сто­го ра­зу­ма в моей па­мя­ти.

Спа­си­бо вам за всё, Мари­на Сер­ге­ев­на, и про­щай­те!

Источ­ник: https://www.facebook.com/voltmn/posts/1125840647562458
ОпубликоватьПоделиться Твитнуть Рассказать
Читать ещё