Заметка о Вильгельме Фуртвенглере 🎼

Жизнь, бес­спор­но, пол­на про­ти­во­ре­чий и ан­ти­но­мий, вот, на­при­мер, неко­то­рые за­нят­ные след­ствия: бу­дучи од­ним из ве­ли­чай­ших ди­ри­жё­ров в ис­то­рии му­зы­ки, Виль­гельм Фурт­вен­глер об­ла­дал весь­ма экс­цен­трич­ной ма­не­рой это­го са­мо­го ди­ри­жи­ро­ва­ния. Несмот­ря на то, что над экс­прес­сив­ны­ми же­ста­ми ди­ри­жё­ров уже дав­но не мод­но шу­тить (ка­ри­ка­ту­ры на Мале­ра лег­ко най­ти в Интер­не­те), «тех­ни­ка» Фурт­вен­гле­ра ярко вы­де­ля­ет­ся сво­ей уни­каль­но­стью даже на фоне па­ро­дий. На ви­део хо­ро­шо вид­но, как Фурт­вен­гле­ра бук­валь­но «за­но­сит» в опре­де­лён­но­го рода тран­со­вое со­сто­я­ние; дёр­ган­ные, от­ры­ви­стые и неук­лю­жие дви­же­ния, ко­то­рые на­по­ми­на­ли му­зы­кан­там ма­ри­о­нет­ку: «как буд­то кук­лу дёр­га­ют за ве­рё­воч­ки». Воз­мож­но, имен­но эти спи­ри­ти­че­ские се­ан­сы у пю­пит­ра и гип­но­ти­зи­ро­ва­ли му­зы­кан­тов до со­сто­я­ний ис­ступ­ле­ния, и им оста­ва­лось толь­ко «дёр­гать­ся за ве­рё­воч­ки», ко­то­рые дёр­гал «дёр­га­ю­щий­ся за ве­рё­воч­ки» Фурт­вен­глер. И весь ор­кестр опле­тал­ся па­у­ти­ной неви­ди­мых ве­рё­во­чек гип­но­ти­че­ской му­зы­ки, в сети ко­то­рой по­па­да­ли за­ча­ро­ван­ные Фурт­вен­гле­ром му­зы­кан­ты и слу­ша­те­ли. И, не смот­ря на всю ко­мич­ность си­ту­а­ции, ко­то­рая по­вто­ря­лась из раза в раз, Фурт­вен­глер был од­ним из са­мых ува­жа­е­мых и зна­чи­мых му­зы­каль­ных фигур сво­е­го вре­ме­ни и оста­ёт­ся та­ко­вым и по сей день.

Я знал, что Гер­ма­нию охва­тил ужас­ный кри­зис, но в то же вре­мя я был от­вет­стве­нен за гер­ман­скую му­зы­ку, и моим за­да­ни­ем было прой­ти через этот кри­зис без по­терь. [...] Тот, кто не жил здесь в те дни, не мо­жет су­дить о том, как это было. [...] Неужто Томас Манн [один из кри­ти­ков по­зи­ции Фурт­вен­гле­ра] дей­стви­тель­но ве­рит, что в гимм­ле­ров­ской Гер­ма­нии всем было надо за­пре­тить ис­пол­нять Бет­хо­ве­на? А мо­жет, он про­сто не пред­став­ля­ет себе, что ни­кто еще не нуж­дал­ся боль­ше, ни­кто еще не же­лал силь­нее услы­шать Бет­хо­ве­на и его глас сво­бо­ды и люб­ви, чем эти нем­цы, вы­нуж­ден­ные жить в гимм­ле­ров­ском цар­стве стра­ха? Я не жа­лею, что остал­ся и под­дер­жал этих лю­дей.

Доволь­но ко­мич­но вы­гля­дит ви­део с ве­ли­ко­леп­ным ис­пол­не­ни­ем 9-ой сим­фо­нии, при­уро­чен­ным ко дню рож­де­нию Гит­ле­ра, да и слож­но не за­ме­тить уже и на этом ви­део сим­во­ли­ку на­цио­нал-со­ци­а­ли­сти­че­ской пар­тии Гер­ма­нии, — с этим сю­же­том тоже свя­за­но одно важ­ное след­ствие про­ти­во­ре­чи­во­сти жиз­ни и ис­то­рии, ведь, не смот­ря на то, что Фурт­вен­глер был крайне кри­ти­че­ски на­стро­ен по от­но­ше­нию к на­ци­стам и не осо­бо скры­вал это­го, на­ци­сты чрез­вы­чай­но це­ни­ли его, пред­по­чи­тая не «те­рять» та­кой важ­ной фигу­ры в об­ла­сти куль­ту­ры. В ито­ге они не «вы­пу­сти­ли» его из стра­ны, пе­ре­бив пред­ло­же­ние из Нью-Йорк­ско­го филар­мо­ни­че­ско­го ор­кест­ра.

После по­бе­ды над на­цист­ской Гер­ма­ни­ей в об­щей волне люст­ра­ции на­чал­ся про­цесс де­на­ци­фи­ка­ции Фурт­вен­гле­ра, где его об­ви­ня­ли в том, что он под­дер­жал на­цизм, остав­шись в Гер­ма­нии и вы­пол­няя обя­зан­но­сти на­цист­ско­го функ­ци­о­не­ра, од­на­ко все об­ви­не­ния были пол­но­стью сня­ты.

Источ­ник: https://www.facebook.com/voltmn/posts/858823250930867
ОпубликоватьПоделиться Твитнуть Рассказать
Читать ещё