Открытию гармонической вариативности, — серийности — предшествовало открытие вариативности форм, обусловленное эстетикой романтизма. Бетховен, Лист, Шопен, Шуман, Чайковский и многие другие композиторы на волне романтизма открывают бурю и натиск музыкальных форм. Именно в этот период прелюдия, — «форма без формы» — начинает захватывать всё большие территории музыкального мира (во многом под влиянием Хорошо темперированного клавира Баха).
Этот сдвиг особенно хорошо чувствуется в вариациях испанской фолии Листа. Рапсодия, — новация самого Ференца, — тоже не имеет особенно чёткой формы, она буквально обрушивает на нас лавину вариаций одной из самых первых в Европе гармонических последовательностей. Нас буквально бросают в эмоциональный шторм, — отличительная экспрессивная особенность самого Листа. Будучи виртуозным исполнителем, Лист задаёт определённую техническую планку, которая послужит мощным толчком для развития музыки в целом.