Шла война. Страна нуждалась во всем. Так же было и в послевоенные годы. Кроме того, в конце 50-х, после войны, уже гуляли по наркомату обороны и местным военкоматам приказы, что останки павших, того, надо бы убрать. И в этом было меньше человеческого отношения к погибшим. Больше того, что надо было скрывать громадные человеческие потери. Те, кто постарше, вспомните. Как от десятилетия к десятилетию все возрастала официальная цифра общих потерь в Великую Отечественную войну...
Я расскажу о мукомольных заводах. В военное и первое послевоенное время были созданы или восстановлены такие. Небольшие. Были они и в Туапсинском, и в Апшеронских районах. Это только те, про которые мне известно от стариков. Семь десятков лет назад, страна не знала современных химических удобрений. Поля удобрялись костной мукой. Животных, реже — рыбы. Десятки тысяч солдат стали рожью и хлебом, их кости были рассеяны на советских полях. Из лесов и гор, приносились и привозились кости, сдавались на заготпункты.
В начале двухтысячных, умирала одна очень старая женщина. В 50−60-х она на работала приемщицей на заготпункте у станции Гойтх. Перед смертью, не желая уносить такую тяжесть с собой, она рассказала о таких сдачах. По ее словам, на станции всегда стояли два вагона — для костей. Они отправлялись раз в месяц, а то и чаще, на мукомольные заводы. Подразумевалось, что это — кости животных. Но все знали, чьи это косточки. Чтобы вовсе уж не кощунствовать, не принимали только черепа. Веским подтверждением этого — работа поисковиков. Еще будучи подростком, работая с отрядом на Шаумянском перевале, мы и я, удивлялись тому, что среди наших находок — сплошные черепа да мелкие кости. Крупных — не было. То же самое по сей день. У найденных нами в августе 2015 года верховых солдат полностью отсутствуют крупные кости скелета.
Удивительный дионисийско-христианский символизм раскрывает послевоенная история жертв Второй мировой войны. Солдатами не рождаются, — солдатами умирают, а после смерти солдатские кости перемалывают в удобрения, и они прорастают пшеницей, рожью, ячменём...
И дело не только в биологических коннотациях: от колосьев, что, умирая, дают жизнь следующему поколению, до сегментов популяции, что, жертвуя собой в критических точках, позволяют популяции выжить. Здесь интересна эта мистико-религиозная цикличность, мистический ноктюрн, расторяющий любые границы, — даже границы исторической личности.
Безымянный солдат становится коллективным дважды, трижды растерзанным Вакхом. Не смотря на весь трагизм здесь выявляется что-то примиряющее, одинаково как хтонически-ужасающее, так и эсхатологически-воодушевляющее, даже сплачивающее. Но сплачивающее так же как, например, Нечаев хотел сплотить своё «движение» убийством Иванова. Так и жертвенный фармак сплачивает полис вокруг его заклания.
Так, вакханки не просто убили царя Пенфея, выступающего против своего брата, одержимого Дионисом, — но растерзали его, разорвав на куски. Что ещё более примечательно, — это совершает мать Пенфея, в экстазе поверившая, что Пенфей — лев. Она победоносно несёт голову собственного сына, думая, что несёт голову побеждённого льва.
Не таким ли ритуалом в масштабе страны каждый причастился плотью, костьми жертв, стал причастен как к самому убийству, так, возможно, и очищению, спасению, люстрации через него?
Что вы ищете живого между мертвыми?
Его нет здесь: Он воскрес.
В Тибете община после смерти монаха отдаёт его тело на съедение животным, предварительно его расчленив, — именно такое «погребение» для тибетских буддистов является наиболее уместным. Именно такая «смерть» физической оболочки наиболее точно «встраивает» её в круговорот рождения и увядания.
Источник: https://www.facebook.com/voltmn/posts/1116156701864186